Шилка – административный центр Шилкинского района Забайкальского края, город районного подчинения (с 1951 г.)
Расположен в долине реки Шилки (левая составляющая Амура), в 210 км от Читы по автотрассе «Амур», по Транссибу – 248 км. Железнодорожная станция.
Названием город обязан реке Шилке, известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде – Шилкарь, относилось ко всей реке. Селение Шилка получило известность с 1765 года как казачий караул. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской, которых привлекали плодородные земли в долине реки. В 1893 году при Шилкинском почтовом отделении открыт прием внутренних телеграмм.
В 1897 году наводнение затопило станицу Митрофановскую, разрушило строящееся паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на более высокое место, к поселку Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо.
По переписи 1907 года жителей в поселке было 922 человека, а по переписи 1910 года было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих – 560, казаков – 408, разночинцев – 684. Отмечалось, что по тем временам поселок был компактно отстроенным, с 145 постройками, из них один 2-х этажный дом. Располагались также две водяные мельницы, колбасная мастерская, бильярдная, кабак, картежная. В 1910 году было открыто двухклассное училище.
После сдачи в 1903 году в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветки к ней основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск – Чита – Маньчжурия. Участок Карымская – Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось.
В конце 1913 года открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Станция Шилка вошла в состав Транссибирской магистрали, резко возросли объемы грузоперевозок. И все же население Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно. Территория нынешней площади Мира, соцгорода использовалась под сенокосы, да еще оставалась болотисто-озерная местность. К 1923 году население поселка составляло 2193 человека. До образования района Шилка была центром волости, в состав которой входил 21 сельский Совет.
Началось развитие Шилки со второй половины 1920-х годов и в 1930-е годы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в 1926 году в стране была произведена административная реформа, было введено окружное и районное деление. Шилка становится центром района, образованного из Шилкинской и Размахнинской волостей, 9 января 1929 года она получает статус районного поселка. Во-вторых, выходя из разрухи, молодая советская страна вынуждена была покупать различные материалы и оборудование у зарубежных стран. Требовалось золото. Стали развиваться золотодобывающие рудники Балея и Дарасуна. Для последнего Шилка стала перевалочным пунктом. Для растущего рудника, а затем комбината поступало топливо, технические материалы, оборудование, продукты питания. С рудника вывозились руда и концентрат. Важным фактором последующего развития страны стало сооружение вторых путей, которое велось с 1932 по 1938 годы.
Пятого декабря 1933 года издано постановление правительства по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию их инженерно-техническими и рабочими кадрами. На дорогах предусматривалась организация сети технических железнодорожных школ с трехлетним сроком обучения и фабрично-заводских училищ. В Шилке создается ФЗУ НКПС, в 1934 году в него было принято 175 человек, окончили 134 человека. Было здесь и второе ФЗУ – горнопромышленного ученичества.
Население поселка быстро росло. Если по переписи 1926 года в Шилке проживало 3663 человека, то на 1 января 1931 года – 5818 человек, на 1 января 1935 года – 8600 человек. Именно в эти годы на станции построены несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, четный парк станции, водоснабжение с реки Шилки (до этого существовала небольшая водокачка с реки Кия), больница, большой жилой массив под названием соцгород.
В 1932 году организована Шилкинская дистанция сигнализации и связи, в том же году создан совхоз дорУРСа, первым директором которого стал машинист паровозного депо Д.А. Могирев. В 1935 году организован вагонный участок, начальником которого был назначен Ф.А. Монахов. В1936 году организовано Шилкинское эксплуатационное отделение в границах Карымская – Укурей. В 1939 году введена в строй электростанция мощностью 996 кВт, построенная заключенными «Амурлага». Ее первым начальником был назначен Р.М. Брюмер. В апреле 1936 года был построен ж-д вокзал.
К концу 1930-х годов Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий. О том, что ее значение в жизни дороги выросло, свидетельствует тот факт, что в марте 1939 года делегатом на ХVIII съезд партии от железнодорожников Забайкальской ж.д. избирается кузнец Шилкинского паровозного депо Антон Колбин.
Широкое строительство в Шилке началось в 1942 году, когда был образован СМП-177. Строили дома в основном для железнодорожников.
В послевоенные годы в Шилке произошли коренные преобразования, новое развитие получили железнодорожный транспорт, предприятия энергетики, росли объемы жилищного строительства, соответственно росло население.
В 1951 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая рабочий поселок Шилка получил статус города районного значения. В 1952 году был построен стадион «Локомотив». В 1961 году открыт аэропорт. Наибольшего расцвета и развития город достиг в 1960-1970-е годы. Технический прогресс преобразил город. На его карте появились новостройки: промкомбинат, маслозавод, хлебозавод, завод железобетонных изделий. Появились микрорайон пятиэтажных домов, микрорайоны «Северный», «Аргунь». По благоустройству и санитарному состоянию город Шилка был признан одним из лучших населенных пунктов и в 1974 году ему было вручено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
В городе четыре средних общеобразовательных школы, несколько дошкольных образовательных учреждений, музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа, Дом школьников.
В городе центральная районная больница, прием больных осуществляют районная, детская, железнодорожная , стоматологическая поликлиники. Сферу услуг представляют парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и пошиву одежды, ремонту бытовой аппаратуры, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки.
Шилка заметно преобразилась в последние годы. В центральной части города построены современные здания торговых центров. Пущена в эксплуатацию центральная котельная, работа которой позволила закрыть несколько малых «кочегарок». Основные улицы и тротуары покрылись новым асфальтом. Открыты филиалы нескольких банков.
Работают Культурный центр и Дом культуры. Горожане пользуются сотовой связью и интернетом. Активно возводят жилые дома индивидуальные застройщики.
© 2016 - 2024 Все права защищены. Органы местного самоуправления городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края
шилкинское.рф официальный сайт, info@шилкинское.рф официальная электронная почта
Адрес для отправки корреспонденции почтовым отправлением через ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»:
Российская Федерация, 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, город Шилка, улица Балябина, дом 138, корпус «а»
Сегодня 11 октября 2024 года, пятница. Информация предназначена для лиц, возраста старше 18+.
Данный сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации. Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта